С премьеры первой части дилогии минуло три месяца. В «Схватке» Максим Каммерер (Василий Степанов)
продолжит искать ответы на поставленные некогда вопросы, попутно
примеряя на себе многие ролевые модели, главная из которых – спаситель
Саракша – будет проверена на прочность самим Странником (Алексей Серебряков)…
Делить один полноценный фильм на две части – занятие мучительное, сложное и по сути своей опасное, чреватое. Успех тарантиновского двухтомника «Убить Билла» вдохновил на схожие подвиги многих режиссёров (у нас по опасной тропинке успел пройтись Михаил Хлебородов),
что, впрочем, не гарантировало и не могло гарантировать качества самих
фильмов. Эффект дилогии, когда премьеры разделяют месяц-другой,
зиждется на надежде (будет лучше или, как минимум, не хуже) и интриге
(как именно это будет выглядеть?). Но в любом случае единственным
оружием режиссёра остается монтаж, переснять уже снятое (в таких
случаях) по определению невозможно. Тем не менее, несмотря на сложные и
противоречивые чувства, вызванные первой частью, хотелось верить, что
«Схватка», дистанцировавшаяся от новогодней феерии рекламным слоганом
«Другой фильм», расставит все точки над i не только в содержательном,
но и художественном смысле. По итогам увиденного стоит признать, что
вера в лучшее-светлое-настоящее себя вновь не оправдала.
Бондарчук-режиссер,
умело спрятавшийся от всех в «Обитаемом острове», не явил себя и в
«Схватке», ограничившись функциями постановщика-баталиста, с должным
рвением и усердием выполняющего поставленную перед задачу (здесь –
погоня, там – драка, а вот тут, пожалуйста, взрывов да побольше).
Учитывая беспрецедентный масштаб постановки, подобная тактика
автора-невидимки имеет право на жизнь, но только лишь в том случае,
если компоненты фильма, замешанные не на творческом порыве, а на чистом
ремесле, были бы выполнены на уровне хотя бы среднебюджетной
голливудской продукции (иных сравнений и параллелей тут быть не может).
Но ведь не срослось и с этим. Дилогия Бондарчука
– это лишь амбициозная попытка побороться за зрителя на несвойственной
российскому кинематографу территории, что само по себе, на уровне идеи,
прекрасно и категорически похвально. Однако грандиозные планы надо
доказывать делом, а по этой части: аляповатые спецэффекты, не твердо
стоящая на ногах драматургия и до обидного скомканный финал. В рукаве
режиссера-невидимки оказались лишь несколько очевидных стилистических
заимствований и ровно два (в буквальном смысле) кадра, выбивающихся на
фоне усредненности и тягостной монотонности приключений Максима.
Ожидаемый конфликт творца и постановщика обернулся подобием
шахматного пата. Чуда не случилось. Мир наизнанку отказался прогибаться
под Федора Сергеевича Бондарчука.
(с) Станислав Никулин
|