Описание: Париж, 1968 год — демонстрации студентов, баррикады на улицах,
в воздухе пахнет революцией: Но у трех молодых людей — своя реальность,
свой мир — мир кино. Дни и ночи напролет они смотрят фильмы и не
выходят из дома…
Кино стало их жизнью. Сначала это просто
увлечение, потом — сложная паутина психологических и сексуальных
отношений. Между тем, беспорядки на улицах Парижа достигают своей
кульминации…
Рецензия:
Как только стало известно о съёмках нового фильма Бернардо Бертолуччи,
давно признанного классика мирового кино, интриговало, прежде всего,
то, что его картина посвящена событиям «красного мая 68-го» в Париже,
когда на улицы вышли бунтующие студенты. А история запутанных любовных
отношений троих молодых героев — брата и сестры, являющихся французами,
и их нового знакомого-американца — лишний раз должна была
свидетельствовать о косвенном возвращении итальянского режиссёра спустя
31 год к проблематике собственного шедевра «Последнее танго в Париже»,
который был воспринят в качестве своеобразного реквиема по «бурным
шестидесятым».
Кстати, эту этапную ленту Бертолуччи снял всего
лишь в возрасте тридцати двух лет. А «Мечтатели» — произведение
63-летнего автора, то есть мудрого и опытного вдвое по сравнению
с прежними временами. И следовало ожидать, что он действительно
переоценит прошлое с современных позиций, взглянет на то, что владело
умами и чувствами молодёжи 60-х годов XX века, уже с определённой
исторической дистанции, подведя некий итог в своём художественном
и философско-политическом анализе минувшего столетия, насыщенного
многими общественными потрясениями.
Нельзя сказать, что в
последней по времени работе этого мастера кино нет попытки обнаружить
корневой конфликт эпохи — противостояние между деяниями и мечтаниями,
надеждами и разочарованиями, миром экстравертным и интровертным.
Его юные персонажи-студенты, захваченные водоворотом сексуальных
страстей и маний, не то чтобы сознательно, а скорее — повинуясь
природным инстинктам, всё-таки предпочитают укрыться в стороне
от бурлящих кварталов Сорбонны, хотя и встретились именно в толпе
демонстрантов, которые протестовали против увольнения Анри Ланглуа
с поста директора Французской синематеки. Кино ведь тоже — сплошная
иллюзия, одна лишь фикция, притягательный мираж, своего рода обман
зрения. Вот и развлекаются Изабель, Тео и Мэтью как раз тем,
что вспоминают о просмотренных фильмах, постоянно цитируют их,
загадывают друг другу загадки в жизни, столь похожей на киновикторину.
То
же самое с несомненным удовольствием делает и Бернардо Бертолуччи,
который формировался под влиянием французской «новой волны», с ранней
юности привык видеть реальность как бы через призму кинематографа.
Помимо фрагментов из фильмов «Лицо со шрамом», «Уроды», «Королева
Христина», «Цилиндр», «На последнем дыхании» и «Особенная банда»,
он также приводит в закадровой партитуре музыкальные фразы из лент «400
ударов» и «Безумный Пьеро», радуя синефилов ещё одной возможностью
насладиться прежним кино, которого уже нет и не будет. Не так ли минуло
в туманное небытие и то безумное время, когда его невольных заложников
захлёстывали различные революции — от политической до сексуальной. Всё
это давно исчезло без следа, растворилось без остатка, превратилось
в эфемерную грёзу.
Но тут-то и скрыт главный парадокс картины
«Мечтатели», которая заявлена как философско-политическая ретро-драма
с эротическими моментами, а оказалась низведённой в финале до весьма
куцего вывода, который к тому же вложен в уста заезжего сосунка
из Америки, посмевшего поучать ровесников-европейцев, как им следует
относиться к революционной действительности. Да и эпизодический образ
отца-поэта, который уже не находит общего языка со своими так и
не выросшими детьми Изабель и Тео, тоже является своеобразной ремаркой
Бертолуччи, явно сделанной из нынешних времён. Оказывается, всё было
без толку и зря — героические смерти одних на баррикадах и неюношеская
расчётливость других, которые словно предвидели, что бунт кончится
обуржуазиванием и самодовольным существованием прежних революционеров.
И фильм, к сожалению, не лишён впечатления усталого и вялого,
выморочного и искусственного повествования разуверившегося творца,
которого не может взбодрить даже сексуальная возгонка в виде обнажённых
юных тел, любви втроём, инцеста и потери девственности на кухонном полу.
Знаете ли Вы, что...
Фильм снят по одноименной книге Гилберта Адэра.
На роль Мэттью рассматривалась кандидатура Леонардо Дикаприо. Он отклонил предложение из-за съемок в фильме «Авиатор».
Джейк Джилленхол предполагался на роль первоначально. Отклонил роль из-за обилия откровенных сцен.
Картина Бернардо Бертолуччи получила в США самый жёсткий прокатный рейтинг — NC-17.
В фильме «Мечтатели» нет оригинальной музыки. Вся музыка, звучащая в фильме, взята из других кинолент.
Большинство
сцен, затрагивающих сексуальные взаимоотношения между Мэттью и Тео, в
фильм не попало. Создатели сочли их чересчур вызывающими. В этом
существенное отличие картины Бертолуччи от романа Адэра.
Сцена, в которой герои пробегают через Лувр, цитирует сцену из фильма «Посторонние» Жана-Люка Годара.
Сцена,
в которой волосы Изабель охватило пламенем была незапланированной. Ева
Грин должна была наклониться вперед, чтобы поцеловать Меттью на ночь,
но случайно ее волосы загорелись от стоящей на столе свечи. Ева не
придала этому большого значения и играла так естественно, что
Бертолуччи решил оставить сцену, так как посчитал, что она в полной
мере демонстрировала в некоторой степени безумие всего происходящего.
µTorrent - быстрый, удобный, бесплатный и компактный torrent-клент.
Поддерживает работу независимо от треккера, позволяет загружать сразу несколько файлов,
имеет настраиваемую полосу пропускания, быстрое восстановление прерванной загрузки, высокая скорость скачивания и
многое другое.