Новая рубрика в разделе Интересно "Что сегодня по TV" открывается замечательным фильмом, классикой фильмов ужасов и триллеров, под названием "Сияние". Это экранизация одноименной книги Стивена Кинга...
Краткое описание:
Главный герой — Джек Торренс — приехал в элегантный уединенный отель,
чтобы поработать смотрителем во время мертвого сезона вместе со своей
женой и сыном. Торренс здесь раньше никогда не бывал. Или это не совсем
так? Ответ лежит во мраке, сотканном из преступного кошмара.
Рецензия на фильм:
Этот фильм замечательного режиссёра Стенли Кубрика по роману
популярного автора Стивена Кинга был воспринят американскими критиками
очень сдержанно, самим писателем — с резким раздражением, а «умники»,
придумавшие позорную премию «Золотая малина», даже набрались цинизма,
чтобы Кубрика номинировать за худшую режиссуру (!!!). Однако лента
«Сияние» пользовалась большим успехом в прокате, оставаясь в течение
десятилетия (вплоть до появления «Мизери») самой кассовой среди
многочисленных версий произведений плодовитого американского
сочинителя, а ныне занимая почётное третье место.
В то время,
когда большинство постановщиков, дружно взявшихся за экранизации подчас
действительно пугающих историй Кинга, воспроизводили как бы внешний,
бытовой страх, Кубрик, который хоть и являлся американцем
по происхождению, но с начала 60-х годов обосновался в Англии,
проанализировал в данной картине состояние одержимости, своего рода
«сияния» уже на бытийном уровне. Довольно неприхотливый сюжет
(незадачливый писатель Джек Торренс нанялся сторожем на зимний сезон
в опустевший отель «Оверлук» в горах Колорадо, начал постепенно сходить
с ума и в итоге объявил охоту с топором в руках за своей женой Уэнди
и маленьким сыном Дэнни) осмыслен постановщиком в традициях «готических
романов», европейской романтической школы, философского понимания
сверхъестественных, паранормальных явлений, которые не поддаются
разгадке в житейском плане.
Отель с лабиринтами бесчисленных
комнат и коридоров, залитых ослепительным и ослепляющим светом,
знаменательно сопоставлен с настоящим лабиринтом около отеля,
непривычно заснеженным и кажущимся оттого ещё более таинственным
и мрачным. Кинематографическое мастерство Стенли Кубрика и Джона
Олкотта, его главного оператора на трёх лентах, начиная с «Заводного
апельсина», рождает загадочный — готический и одновременно пышный,
роскошный, барочный — мир, который является, скорее всего, проекцией
шизофренического сознания героя. Причём режиссёр не удовлетворяется
обычным объяснением навязчивых маний Торренса, хотя при помощи актёра
Джека Николсона создаёт невероятно точную картину сумасшествия как раз
с психиатрической точки зрения. И его не очень-то привлекает типично
кинговский мотив о ребёнке, который одарён способностью к предвидению
и может избежать смерти благодаря своей телепатии.
Кубрика
в большей степени интересует происхождение «сияния» человека, который
словно заслан из прошлого, переместился во времени, оказался
марионеткой в руках неведомой силы, побуждаем, помимо собственной воли,
на кровавое преступление. Своеобразное проклятие над домом, довлеющее
влияние призраков минувшего, ощущение безусловной чуждости настоящего
мира, той физической плоти, в которую ныне помещена неупокоенная
душа, — это ведь постоянные темы романтического искусства, всегда
опасно увлечённого «темнотой до рождения и после смерти» (по выражению
Владимира Набокова).
В американском справочнике «Мувиз он Ти-Ви
энд видеокассет» сказано, что в этом фильме «режиссёр слишком
контролирует себя, а Николсон совершенно неконтролируем». Но в данном
упрёке скрыта, наоборот, похвала чёткости и продуманности мышления
Стенли Кубрика, неудержимой энергии и актёрскому «безумию» Джека
Николсона. Впрочем, может быть, что прославленный постановщик в своих
экранных творениях, начиная с «Бэрри Линдона», действительно чуть
холоден и расчётлив.
Знаете ли Вы, что...
Читатели журнала Entertainment Weekly поставили картину на 9-е место в списке самых страшных фильмов всех времен.
Стивен
Кинг пытался отговорить Кубрика приглашать на главную роль Джека
Николсона и предлагал взамен взять Джона Войта или Майкла Мориарти. В
качестве аргумента он приводил свое убеждение в том, что зрителю
гораздо интереснее будет наблюдать за постепенным сумасшествием актера
с изначально нормальным выражением лица, нежели за Николсоном, у
которого с самого начала фильма несколько безумный вид.
По
словам актрисы Анжелики Хьюстон, которая в тот период жила с
Николсоном, работа над фильмом настолько выматывала его, что,
возвращаясь со съемок, он падал в кровать и немедленно засыпал.
Чтобы погрузить съемочную группу в необходимое психологическое состояние, Кубрик показывал им фильм «Голова-ластик» (1977).
В
самом начале фильма живописные панорамные кадры сопровождает один
технический ляп, допущенный посредством небрежного монтажа, - можно
увидеть тень, которую отбрасывает съемочный вертолет.
Комната,
в которой происходили невероятные события, имела номер 217, но
владельцы отеля попросили создателей картины заменить одну цифру, на
237, так как боялись, что будущие постояльцы будут бояться
останавливаться в этом «проклятом» номере.
Концовка фильма Ридли Скотта «Бегущий по лезвию» содержит уникальные неиспользованные кадры Стэнли Кубрика к фильму «Сияние».
На
роль Джека Кубрик рассматривал кандидатуры Роберта Де Ниро и Робина
Уильямса. Впоследствии он отверг обе кандидатуры, потому что, по его
мнению, Де Ниро был не достаточно психотическим для этой роли, в то
время как Уильямс, наоборот, был слишком психотическим.
Как
и в книге, в сценарии была сцена, в которой Джек находит альбом с
газетными вырезками об отеле. По неизвестным причинам эта сцена так и
не была должным образом снята, однако альбом все же можно увидеть в
кадре. Он лежит рядом с пишущей машинкой в сцене, когда Джек сообщает
Венди о том, чтобы его никогда не беспокоили, в то время как он
работает.
Сцена, где Венди приносит Джеку
завтрак в постель, снята, как отражение в зеркале. Здесь можно увидеть,
что на футболке Джека написано «Stovington». В то время, как в фильме
об этом ниразу не упоминается, в книге «Stovington» - название школы, в
которой до этого работал Джек.
Знаменитую сцену,
где из-за дверей лифта хлещут потоки крови, снимали в течении целого
года, прежде чем Кубрику наконец понравился тот дубль, где, по его
мнению, можно было не сомневаться, что на экране хлещет кровь.
В
декорациях Зала Колорадо, где работает Джек, из-за интенсивной высокой
температуры, произведенной осветительными приборами, которые изображали
солнечный свет за окнами, случился пожар. К счастью к тому моменту
почти все сцены в нем были сняты.
На бейсбольной
бите, которой Венди дубасит Джека, в одном из кадров можно увидеть
подпись Карла Ястрземски, известного игрока команды «Ред Сокс»,
преданным болельщиком которой является Стивен Кинг.
Человек с окровавленным лицом, который пугает Венди возгласом «Прекрасная вечеринка, не так ли?!» - редактор фильма Норман Гей.
Декорации Зала Колорадо в последствии использовал Стивен Спилберг в «Индиана Джонс: В поисках утраченного ковчега».
"Сияние" будет идти сегодня, 29 марта, в 1:00 на канале НТВ
µTorrent - быстрый, удобный, бесплатный и компактный torrent-клент.
Поддерживает работу независимо от треккера, позволяет загружать сразу несколько файлов,
имеет настраиваемую полосу пропускания, быстрое восстановление прерванной загрузки, высокая скорость скачивания и
многое другое.