Рецензия:
В 80-х Рэнди
«Баран» Робинсон был звездой рестлинга, любимцем публики, точно
знавшим, чего именно хочет от него зритель. Но годы берут своё.
Несмотря на отличную физическую форму удел Рэнди – выступления в
небольших спортивных залах, собирающих самых преданных фанатов кумира
20-летней давности. После сердечного приступа, ставящего крест на
участии в шоу, Рэнди, едва ли не впервые, задумывается о том, что
имеет. На поверку оказывается, что вне ринга Робинсон просто очень
одинокий и несчастный человек, не имеющий ни настоящих друзей, ни
любимой женщины, ни каких-либо связей с единственной дочерью. Завязав с
рестлингом (надолго ли?), Рэнди попытается обрести новый смысл жизни…
После многосложного и утонувшего в собственной псевдо-философичности «Фонтана», Даррен Аронофски решил
обратиться к истории, нравоучительный пафос которой легко сводится к
набору заезженных, но оттого не менее справедливых, банальностей.
Славный визуальными изысками режиссёр, снял очень камерное, спокойное,
неприхотливое кино не о чём-то, а о ком-то. Формальные решения в
«Рестлере», хоть и обращают на себя внимание, но, по сути, далеко
вторичны. Аронофски
сделал ставку на сюжет, хранящий в своей видимой бесхитростности
какую-то скрытую величавость, когда простенькая история о спортивном
герое вчерашних дней (сколько уж таких было и сколько ещё будет)
незаметно трансформируется в драму с большой буквы.
Микки Рурк,
играющий если не себя, то кого-то на себя очень похожего
(конгениальность исполнителя и роли, безусловно, стала залогом
многочисленных номинаций и наград), не делает в «Рестлере» чего-то
сверхъестественного, заслуживающего бурных и продолжительных
аплодисментов. Суть в том, что режиссёр дал ему сыграть, и Микки сделал это на уровне своих лучших актёрских работ. А то, что Рурк умеет
играть очевидно любому зрителю, видевшему хотя бы пару картин его
золотой поры – 1983-1990 гг. И всё же именно этот режиссёрский выбор
(за который пришлось сражаться до последнего) предаёт ленте личностный,
почти интимный характер. Вне зависимости от дальнейшего вектора карьер Аронофски и Рурка их сотрудничество останется ярким событием для обоих.
По-настоящему занятно, когда режиссёр каждым новым фильмом пытается
не пересказать уже сказанное, а сделать что-то принципиально иное.
Похоже, подобной стратегии придерживается и Аронофски. После блистательного черно-белого дебюта, талантливой и манипулятивной агитки и поп-эзотерики для старших классов он
снял фильм о немолодом, глуховатом и сентиментальном рестлере,
слушающем Accept, Cinderella, Guns N'Roses, и считающем, что «Fuckin'
90's sucked!». Занятно и другое: именно эта понятная до последней
детали картина зафиксировала окончательный и бесповоротный переход Аронофски из стана дерзких талантов в стан матёрых, знающих себе цену Авторов. А 90-е, и правда, sucked.
(с) Станислав Никулин
|